Художественный Музей Эрнста Неизвестного

9 апреля 2013 г., в день 88-летия Эрнста Неизвестного, выдающегося художника, скульптора и философа современности, уроженца г. Свердловска, в г. Екатеринбурге состоялось открытие Художественного музея его имени.

Уральский региональный институт музейных проектов, взявшись за создание музея в немыслимо короткие сроки – за 2 месяца, провел огромную работу по разработке научного и художественного проектов, комплектованию фонда экспонатов, разработке и изготовлению специального экспозиционного оборудования, подготовке контента в мультимедийную систему, монтажу экспозиции.

Под размещение музея был выделен старый каменный двухэтажный особняк площадью 300 кв м. в центре Екатеринбурга, на улице Добролюбова, 14, построенный в середине ХIХ в., принадлежавший мещанской вдове У. О. Петелиной. Экспозиция была открыта в 5 залах на 167 кв. м., создана на основе большого собрания – порядка 130 подлинных предметов, в том числе оригинальных художественных произведений мастера – бронзовой и гипсовой скульптуры, графики, а также изданий, иллюстрированных художником, книг, написанных им самим или посвященных его жизни и творчеству, подлинных фотографий и слайдов, большого архива цифровых фотоизображений разных лет, представляющих художника и его произведения.

Ведущими экспонатами музея стали бронзовые скульптуры, созданные Э. Неизвестным в различные периоды творчества – в 1950-х гг. («Атомный взрыв», «Рука»), в 1960-х гг. («Шаг», «Раненый солдат», «Два лица», «Человек-робот», «Кентавресса с ребенком»), в 1970-х гг. («Распятый гигант», «Бертран де Борн», «Рука Ада»), 1980-х-1990-х гг. («Орфей», «Экус», «Проходящий сквозь стену», «Танцор» и др.), начале 2000-х гг. («Похищение Европы», «Голова коня» «Адам» и др.). Часть этих работ была подарена мастером родному городу.

Специалисты Уральского регионального института музейных проектов предложили оригинальное решение экспозиции. Главной задачей при разработке дизайн-проекта стала задача создать неповторимый образ музея, ассоциирующийся со стилевыми особенностями художественного почерка мастера, помогающий понять мировоззренческие основы его творчества. С этой целью были детально продуманы формы оборудования, цветовая гамма (черно-бело-серая), материалы для оформления архитектурного интерьера. Разработанные под каждый экспонат индивидуальные витрины со стеклянными колпаками, выполненными из закаленного осветленного стекла, позволили создать условия для удобного созерцания предметов и в то же время надежную систему их охраны.

В экспозиции были применены целый ряд новых оригинальных экспозиционных приемов. Для представления, например, скульптуры «Сердце Христа», было создано специальное оборудование, позволяющее сначала детально рассмотреть экспонат, а затем увидеть особый эффект бесконечного пространства, в котором кажется, что этот экспонат «парит» в бесконечном пространстве. Цитаты-высказывания Э. Неизвестного, размещенные на стенах зала (кажется, что они возникают прямо из воздуха), помогают понять замыслы мастера, которыми он руководствовался в своем творчестве.

Авторы проекта большое внимание уделили вопросам правильной освещенности экспозиции, необходимости хорошего освещения бронзовой скульптуры при сдержанном освещении графики, использованию в экспозиции звуковых записей и фонового музыкального сопровождения.

Раскрытие главной темы музея – художественного творчества Э. Неизвестного – начинается уже в вестибюле музея, на лестничной клетке, где размещена копия одной из литографий мастера – «Между Зевсом и Афиной» (из серии «Древо жизни»), выполненная в виде витража.

Большое значение разработчики проекта отвели новейшим музейным технологиям. Совместно со специалистами ООО «Пятое измерение» в экспозиции была создана мультимедийная информационная система. Для воспроизведения презентационных программ «География работ Э. Неизвестного», а также «География родословной Э. Неизвестного» в центре зала № 1 установлен сенсорный стол. Для отображения интерактивной презентации о работе Э. Неизвестного «Лотос» в зале № 3 установлена видеостена. В зале № 4 размещена сенсорная панель, которая позволяет знакомить посетителей с книжной графикой Э. Неизвестного, а также с монументальными, мемориальными и станковыми работами художника. Демонстрация на огромном экране в зале № 5 (последнем) специально созданного видеоролика о монументе «Древо жизни», установленном в Москве, позволяет поставить эффектную точку в рассказе о творчестве мастера.

Галерея проекта

Закажите звонок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
×